Сахалин и Курилы: записки бродяги. Часть 1

26 сентября 2007 | 12:26 , Олег Ельцов, ТЕМА, фото автора

Еще месяц назад я ловил рыбу руками, купался в горячих источниках, убегал от медведей, высматривал жутко ядовитое растение ипритка, ехал на бронетранспортере по отливу и рисковал заживо свариться в сере Сегодня втыкаю в монитор, торчу в пробках, любуясь бигмордами горячо любимых политиков И хочется опять уехать, например в кругосветное путешествие. А пока предаюсь воспоминаниям и просмотру фотографий. Дальше - для тех, кого там не было.

Собираемся на Курилы

На Курилы я начал собираться давно. Очень давно - 16 лет назад. В 1991 году я вышел с рюкзаком на трассу, мечтая доехать на попутках до Курил. Через три месяца неспешного бродяжьего передвижения оказался во Владивостоке. До Курил оставалась сущая безделица – по тамошним меркам. Но тут грянуло ГКЧП, я навел справки и узнал, что «в связи со сложившейся ситуацией» погранцы не пустят меня на Курилы даже в виде чучелка. Я неделю попил пивка со своими новыми знакомыми из Владивостока и отправился домой на самолете, загадав: до Курил я все-таки когда-то доберусь.

Вопреки тому, что за минувшие годы мир стремительно сжимался и всякая дикая волость и далекий аймак становились много доступней, это правило, кажется, не распространилось на Курильские острова. Достоверной полезной информации в Интернете почти нет, транспортная проблема стоит столь же остро, как и 20-50 лет назад, медведей не стало меньше, да и порядка на островах не прибавилось. К тому же нормальной карты Сахалина и Курильской гряды не удалось отыскать в Интернете, да и на самих островах их не продают. Карт нет в природе.

Все это я выяснил достаточно быстро, начав готовить нашу поезду на острова уже в 2007 году. Собственно, именно такие места и представляют интерес для человека, которого тошнит от городской суеты и отдыха в стиле «Ол инклюзив». Скажу наперед – увиденное превзошло все ожидания. Разве что эта поездка развеяла миф о том, что «чем дальше на восток, тем лучше люди». Оказывается, везде есть место исключениям.

В процессе подготовки путешествия быстро выяснилось, что следует руководствоваться дедовскими методами: никакого бронирования билетов по Интернету, никаких карт, никакого расписания и дельной информации от турфирм. Нужен был живой человек ТАМ, который смог бы выяснить для нас самое главное: как ходит транспорт на Курилы и что с билетами, а также - каков пограничный режим для иностранцев. Это было самой сложной задачей. Судьба улыбнулась нам уже после того, как мы приобрели билеты раунд-трип до Южно-Сахалинска. Увы, дальше – с Сахалина до Курил – украинские транспортные агентства билетов не продавали. Кассиры лишь пожимали плечами. Позже мы узнали причину: купить билет на Курилы можно лишь при наличии пропуска в погранзону. В посольстве России в Киеве заявили, что никакого особого пограничного режима на Курилах для иностранцев (украинцев в том числе) нет. Но в Интернет-отчете харьковской группы туристов, посетившей острова в прошлом году, шла речь о пограничном режиме и мутной процедуре получения пропуска – но без конкретики.

И вот, за две недели до отъезда я наведался к своему хорошему знакомому Саше – человеку мудрому, на все «глубоко забившему» и живущему в хибарке размером с почтовую бандероль на территории киевского яхтклуба. При каждом визите к нему я знакомлюсь с людьми, которых не вдруг отыщешь в городской толпе. Собственно, в этот мой визит у Саши обитал сахалинский бизнесмен - некогда киевлянин Володя. Тот приехал на родину «чисто по-бизнесу», но мошенники сняли все деньги с его кредитки, и тот дожидался финансового вспомоществования, дабы купить обратный билет на Сахалин.

Володя дал и-мэйл своей жены Натальи. Та оперативно ответила на мое письмо. Новости оказались безрадостными: добраться до Курил почти невозможно. Начиналась путина и на острова потянулись заробитчане за долгим рыбным рублем. К тому же требовалось заполучить пропуск в погранзону, а это, как заявили Наталье местные погранцы, может занять две недели. Естественно, такие новости не могли поднять нам настроения, ведь в нашем распоряжении было лишь 23 августовских дня.

В принципе, можно было обратиться к услугам местных турфирм. Но, во-первых, мы не любим словно слепые котята тащиться за гидом, во-вторых, расценки местного турбизнеса показались запредельными (от 2000 долларов за две недели), а предлагаемые программы – традиционно попсовыми (гостиницы, плохонькие каюты на пароходе и краткие вылазки на сушу – «отметиться»-сфотографироваться). И еще: несмотря на все это, никто не дает гарантий «добирания и выбирания» с Курил - особенности климата, понимаешь. На всех сайтах турфирм висят настоятельные рекомендации застраховаться от срыва тура по погодным условиям. Мы не стали ждать милости от природы и сахалинского турбизнеса. Договорившись, что Наталья за оставшееся время сделает для нас все возможное, мы начали паковать рюкзаки.

В качестве лирического отступления сообщу, что всякий раз, возвращаясь из дальней поездки, мы показываем друзьям-товарищам фотографии, рассказываем об увиденном и своих приключениях. Товарищи внимательно слушают, цокают языками и просятся взять в очередное путешествие. Вот и на Курилы с нами собиралось немалое число потенциальных туристов. Чем ближе к моменту приобретения билетов, тем более расплывчатыми становились их ответы. Если коротко, всякий раз ситуация одна и та же: у одних не оказывается времени, у других – денег. Поскольку едва не ежедневно потенциальные члены экспедиции просили немного отсрочить момент приобретения билетов (самые дешевые тарифы не предполагают возможности их возврата), мы потеряли время. Авиабилеты следует брать как можно раньше – за несколько месяцев вперед, желательно с фиксированной датой и трансфером на самолетах одной компании. Также следите за акциями – может подвернуться очень дешевый вариант. Когда мы решили больше никого не ждать и отправились в кассу, самые дешевые билеты были раскуплены. Реально можно слетать на Сахалин и обратно за 700 долларов. Нам билеты обошлись по 900 плюс самолет с Сахалина на Курилы – еще около 270 на брата.

Летели самолетом через Москву. Там успели купить пакет МТС «Гостевой», который позволяет звонить на Украину за 6,50 рублей\минута. Барышня в салоне гарантировала, что пакет действует по всей России. Ложь. Разговоры были дороги, а аналогичного пакета на Сахалине просто не продавали. Зато стартовый пакет МТС для местных разговоров так и не удалось проговорить – МТС на островах до смешного дешев, но связь есть далеко не везде и качество оставляет желать лучшего, особенно при звонках в Украину.

Вылетев из Москвы рано вечером, прилетели в Южно-Сахалинск поздним утром: 8 часов 35 минут лета плюс 8 часов разницы во времени. На выходе из аэропорта – площадь, заставленная сплошными «японцами» с правыми рулями и маленькими особыми зеркальцами над левой фарой – чтобы водителю лучше видеть габариты. У многочисленных владельцев местных «Лэнкрузеров», «Поджер» и прочих предметов автороскоши почему-то особенно популярен белый цвет. На этой экспозиции достижений японского автопрома один экземпляр прибыл по нашу душу: нас ожидала Наталья в белоснежном «Прадо».

Тут же поехали к погранцам: там мы записали в бланк названия трех островов российской части Курильской гряды, которые хотели покорить. С этой бумагой нас отправили в другую грозную контору: ФСБ.

В спецслужбе нам пригрозили: проверка может занять две недели и больше. Мы начали лепетать какую-то чушь в стиле Оси Бендера, мол, горячо любимый дядюшка, вскормивший нас-сирот грудью, ждет-не дождется на Курилах. У нас уже и билет в кармане… На удивление человечный ФСБ-шник в окошке обещал передать нашу просьбу «кому следует», посоветовав подойти завтра с утра. Мы скрестили пальцы и отправились мучаться ожиданием. Наталья «вписала» нас на свою дачу, где мы активно пили за человечное ФСБ и за погоду.

Утром стояли у окошка спецслужбы. Одним из самых ярких впечатлений в этой поездке стала – вы не поверите – выдача наших «бумаг» с визой ФСБ. Галопом поскакали в погранотряд, сдали добытое разрешение, дабы погранцы выполнили формальность – выписали пропуск. К 10 утра следующего дня обещали осчастливить. Так и случилось. Кстати, в небольшой очереди к погранцам, состоящей преимущественно из родственников курильчан и сезонных рабочих, встретили одну группу туристов. Те рассказали, что они тоже получили главный пограничный документ всего за два дня. Таким образом, был развеян миф о бюрократической волоките российских спецслужб и рассказах «бывалых», будто бы прежде чем выдать разрешение иностранцу, ФСБ-шники связываются с его домашней спецслужбой и ждут письменного ответа. Единственный совет: если ваша профессия – журналист, никогда не упоминайте этого в анкете: мой опыт оформления виз и разрешений (за исключением европейских стран) показывает: это лишь привлекает дополнительное внимание проверяющих и усложняет процесс.

В перерыве между вояжами по маршруту Погранотряд-ФСБ мы успели совершить микро-путешествие на грязевой вулкан. Кстати, всю скупую информацию о местных красотах мы добывали исключительно из Интернета. Информация эта не всегда оказывалась правдивой, о чем расскажем позже.

Автор благодарит за не только моральную поддержку компанию "Страховые традиции" и лично Дмитрия Гончарова, благодаря чему стало возможным это путешествие.