ТЕМА

Тактика российского спецназа на Северном Кавказе

03 октября 2005 | 09:54

Аналитики российского сайта agentura.ru подготовили аналитический доклад об изменениях в борьбе с терроризмом в РФ после событий в Беслане. Доклад интересен прежде всего для специалистов. Но и широким кругам дилетантов любопытно будет узнать о действиях «тяжелых фэйсов» по ликвидации террористов без суда и следствия, «контрзахватах» заложников и прочих тонкостях борьбы с терроризмом по-российски.


К лету 2004 года все силовые ведомства, действующие на территории Северного Кавказа ФСБ, МВД и ГРУ использовали практику засылки на территорию Чечни автономных групп, имеющих право на ликвидацию без суда.

Главное разведуправление Генерального штаба ВС, кроме использования отрядов спецназначения, еще в начале второй чеченской кампании сформировало на базе одной из бригад спецназначения два отряда спецназа, состоящих из этнических чеченцев: «Восток» и «Запад». Первоначально названные спецротами военной комендатуры Чечни, позднее они получили статус батальонов. Официальное наименование - батальоны специального назначения 42-й мотострелковой дивизии Минобороны России.

База отряда «Восток» (командир - полковник Сулим Ямадаев, бывший командующий национальной гвардией Чечни) находится в Гудермесе. База отряда «Запад» (командир - Герой России подполковник Саид-Магомед Какиев) в Грозном. Оба батальона комплектуются этническими чеченцами. Оба отряда занимаются ликвидациями то есть уничтожением обнаруженных боевиков.

Деятельность этих подразделений очень высоко оценивается в Москве. В конце августа 2004 года министр обороны Сергей Иванов проверял готовность Чечни к выборам, и во время поездки нашел время встретиться с командирами батальонов. Он заявил им, что Минобороны будет и дальше укреплять и поддерживать эти батальоны, и отметил, что в эти подразделения поставляется самое современное вооружение.

ФСБ, насколько известно, использует два подхода. Первый это так называемые ССГ (сводные специальные группы). Официальное наименование ССГ Регионального оперативного штаба Оперативного управления ФСБ. Они состоят из оперативников региональных управлений ФСБ и бойцов отрядов спецназначения (ОСН) Внутренних войск (до осени 2002 года их место занимали бойцы СОБР). 10 таких групп создали в апреле 2002 года для проведения спецопераций в Шалинском, Веденском, Ножай-Юртовском и Курчалойском районах Чечни. ССГ действуют автономно от местных органов контрразведки и подчиняются Временной объединенной группировке органов и подразделений (ВОГОиП), которая в свою очередь подчиняется РОШ. Эти группы также занимаются ликвидациями боевиков.

Кроме ССГ, ФСБ командирует в Чечню подразделения, состоящие из сотрудников территориальных групп «Альфа», так называемых «тяжелых фэйсов». Они тоже занимаются ликвидациями, их тоже командируют на месяц, и подчиняются они УФСБ по Чеченской республике. 

МВД также использует практику сводных командированных отрядов из центральных регионов России так называемые мобильные отряды МВД России, действующие не только в Чечне, но и в Дагестане и Ингушетии (мобильный отряд МВД, действующий в Чечне, был сформирован приказом МВД от 10 мая 2001 года). Исключительно изобретением Министерства внутренних дел следует считать практику засылки для ликвидации лидеров бандформирований сверхмалых групп, состоящих из сотрудников центрального аппарата МВД. Эти временные специализированные оперативные группы (ВСОГ) подчиняются только Москве, и должны действовать на свой страх и риск. Состав ВСОГ водитель и три оперативных сотрудника в звании от майора и выше. Были созданы шесть таких групп: пять для действий в пяти районах Чечни, и одна для Ингушетии. Прибыв на место, ВСОГ не подчиняются РОШ. Временные ОВД обеспечивают их боеприпасами, транспортом и жильем, но никак не контролируют их деятельность. Группы занимаются прямыми ликвидациями. Командируются изначально на месяц, потом обычно этот срок продляют. 

В мае 2004 года президент России распорядился зачислить весь личный состав службы президента Чечни (так называемая «кадыровская гвардия») в состав МВД Чечни. В июне 2004 года в МВД Чечни началось формирование полка специального назначения, куда были направлены бывшие сотрудники гвардии Кадырова. Возглавил полк Аламбек Ясаев, в прошлом командир батальона службы безопасности президента Ахмада Кадырова и заместитель военного коменданта Гудермесского района. Дислоцируется полк в в Грозном на базе подразделения полка патрульно-постовой службы МВД ЧР. При этом Рамзан Кадыров, который продолжает контролировать деятельность полка, в марте 2005 года заявил, что полк курирует Оперативное управление ФСБ, дислоцированное в Ханкале. 

После ингушских событий (июнь 2004  года) общая линия на использование преимущественно силовых методов была сохранена и упрочена. Кроме того, было принято решение распространить эту тактику на всю территорию Северного Кавказа. Сразу после вторжения боевиков в Ингушетию министр внутренних дел России Рашид Нургалиев так обозначил задачи полка: «Полк спецназначения МВД будет активно противодействовать экстремистам за пределами Чечни, принимая участие в операциях по уничтожению террористов в любом российском регионе. Чеченский спецназ может быть задействован при повторении событий, аналогичных произошедшим в Ингушетии 22 июня». Фактически впервые федеральные власти санкционировали использование чеченских формирований в других республиках Северного Кавказа. Рамзан Кадыров немедленно воспользовался этим, проведя в 2004-2005 гг. несколько акций на территории соседнего Дагестана (20 апреля в селе Тотурбийаул, 21 апреля селе Баташ, Хасавюртовский район. При этом в селе Тотурбийаул был убит сотрудник МВД Чечни, после чего Кадыров обвинил правоохранительные органы Дагестана в «попустительстве» боевикам).

Между тем, после бесланских событий четко обозначилась новая тактика спецподразделений захват родственников обвиняемых в терроризме, или «контрзахват». Этот термин впервые публично озвучил генеральный прокурор Владимир Устинов, выступая в 29 октября 2004 года в Государственной Думе. Он, в частности, заявил: «Должна быть упрощенная процедура судопроизводства, «контрзахват» заложников, институты агентов, защита свидетелей и лиц, внедренных в террористические структуры. Что касается контрзахвата: если люди пошли - если можно их назвать людьми - на такой акт, как террористический, то задержание родственников и показ этим же террористам, что может произойти с этими родственниками, может в какой-то степени нам спасти людей. Поэтому здесь не надо закрывать глаза и делать такие «дипломатические мины».

На законодательном уровне эта идея одобрена не была, однако нашла отклик и была реализована на уровне исполнителей. Первый захват произошел весной 2004 года, когда были задержаны более 40 родственников полевого командира Магомеда Хамбиева. В результате Хамбиев сдался федеральным властям. Второй захват родственников произошел во время захвата в Беслане: 3 сентября в Надтеречном районе Чечни были задержаны родственники жены Аслана Масхадова Кусамы, в том числе и ее престарелый отец. В декабре 2004 года появились сообщения о новом захвате родственников Аслана Масхадова. 12 августа 2005 года в Урус-Мартане была похищена Наташа Хумадова, сестра полевого командира Доку Умарова.

Между тем, основная тяжесть городских боев в настоящее время приходится на подразделения СОБР МВД и спецподразделения республиканских УФСБ. К лету 2005 года в этом направлении был сделан важный шаг вперед.

В ФСБ существуют две региональные системы спецназа. Первая это наследие групп «Альфа» и «Вымпел» (ныне Центр спецназначения ФСБ). Еще в советские времена региональные подразделения «Альфы» были созданы в Хабаровске и Краснодаре, а в 90-х региональные группы управления «Вымпел» появились в городах с особо важными ядерными объектами.  Во всех остальных Управлениях ФСБ вместо «Альфы» и «Вымпела» были созданы ОСОМы отряды сопровождения оперативных мероприятий. Это тоже спецназ, но сформированный из физически крепких оперативников управления, финансируемый в рамках штатов УФСБ то есть по остаточному принципу: уровень их технического оснащения не сравним с Центром спецназначения ФСБ.

При этом в Южном федеральном округе было лишь два подразделения уровня ЦСН это краснодарская «Альфа» и бывший седьмой отдел «Вымпела», выведенный из Чечни после первой чеченской войны и дислоцированный в Ставропольском крае. Летом 2005 года в Дагестане было сформировано региональное подразделение Центра специального назначения ФСБ по Южному федеральному округу.  Во время поездки в Дагестан президент Путин отметил, что подобные структуры появятся и в других регионах России. Так, следующий филиал будет открыт на Дальнем Востоке.

*****

Практика «контрзахватов» не только противоречит российскому законодательству, но и бесполезна как для предупреждения терактов, так и во время кризисов. Непонятно, как именно собираются силовые структуры поступать с родственниками в случае неудачного штурма, подобного бесланскому. Ведь контрзахват это акция устрашения, и если угроза не будет приведена в исполнение, то в будущем она будет неэффективна. А захват заложников для «выманивания» полевых командиров использовался в контрпартизанской войне силовыми ведомствами разных стран от Германии в период Второй мировой до Франции во время алжирской кампании. Но во всех случаях при тактическом успехе использование этого метода приводило к стратегическому провалу.

Существующие сегодня спецгруппы ГРУ, МВД и ФСБ фактически являются орудием возмездия, а не отражения агрессии боевиков. Между тем, основные боевые столкновения за пределами Чечни сегодня происходят в городских условиях (штурмы квартир и домов с боевиками в Дагестане и проч.). Именно поэтому распространение практики применения этих спецгрупп за пределы Чечни на территорию всего Северного Кавказа никак не повлияет на отражение вылазок боевиков в регионе, и способно только увеличить напряженность из-за бесконтрольности действий этих групп. Это уже происходит в Дагестане, где в апреле 2005 года попытка кадыровцев применить силу едва ни привела к межнациональному конфликту.

Единственным позитивным результатом реформы в этой области следует признать создание регионального подразделения Центра специального назначения ФСБ по Южному федеральному округу.

Доклад подготовлен сотрудниками ИЦ Agentura.Ru Андреем Солдатовым  и Ириной Бороган. Выражаем благодарность экспертам ИЦ Agentura.Ru, как российским, так и зарубежным, за оказанную помощь.

http://studies.agentura.ru/listing/system1yearafter/



 

 



Комментировать статью
Автор*:
Текст*:
Доступно для ввода 800 символов
Проверка*:
 

также читайте

по теме

фототема (архивное фото)

© фото: Олег Ельцов

Карпаты

проститутки липецка реальные
   
новости   |   архив   |   фототема   |   редакция   |   RSS

© 2005 - 2007 «ТЕМА»
Перепечатка материалов в полном и сокращенном виде - только с письменного разрешения.
Для интернет-изданий - без ограничений при обязательном условии: указание имени и адреса нашего ресурса (гиперссылка).

Код нашей кнопки: