ТЕМА

Новое лицо МВД: реформа с привкусом пиара. Часть 2

17 февраля 2015 | 04:19 , Олег Ельцов, ТЕМА

Хмельницкий эксперимент, 170 тонн недостающего бензина, ГАИ, спецназ и угрозыск. А еще: несколько секретов для реформаторов Авакова и Згуладзе.


Забытые жигловы и шараповы

 Может изменения в МВД следовало начинать с угрозыска? Нет, особой реформы там не требуется. Решение напрашивается само собой:  на днях парламент одобрил разгон многочисленной, крайне дорогой, совершенно неэффективной и глубоко коррумпированной службы по борьбе с оргпреступностью. Перед голосованием нардеп Кожемякин, представлявший законопроект, обратился к присутствовавшему Авакову с просьбой не выбрасывать на улицу порядочных и профессиональных убоповцев, влить их в ряды угрозыска. Министр пообещал. Вот и здорово! Отдать в розыск материально-техническое обеспечение УБОП, лучших сотрудников – и вперед на борьбу с преступностью! Но об этом пока ни слова: все разговоры - о реформе ГАИ и охране общественного порядка...

Нужно ли сохранять УБОП? Конечное нет! Но кто же теперь будет бороться с бандами, ОПГ? Ответ напрашивается сам собой – малочисленные оперативники уголовного розыска. Но об этом в МВД не говорят. Зато Згуладзе в унисон с Аваковым делает заявление, смысла которого уловить не могу: вместо всяческих спецподразделений будет создано единственное – по образцу американского SWAT. Долго ломал голову над смыслом сказанного. Вообще-то SWAT – это штурмовая группа. Если Згуладзе и Аваков не знают, я поясню: подобные подразделения уже 20 лет существуют в украинской милиции. Это «Беркут» (первоначально – ОМОН) в структуре городских и областных управлений милиции, а также аналогичное силовое подразделение «Сокол» УБОП. Последнее подразделение было создано путем выделения роты из числа сотрудников «Беркута» в подчинение службы по борьбе с оргпреступностью – для большей оперативности. Есть еще всяческие «титаны»-«грифоны». Это сугубо силовые подразделения, обеспечивающие поддержку оперативных служб при задержаниях и обысках. Что можно создать на базе «Беркута»? Такой же «Беркут» но с новым названием и шевроном!

Как украинский SWAT будет выявлять банды, вести оперативную работу, выполнять литерные мероприятия?.. Если речь о едином отряде быстрого реагирования в структуре МВД, то об этом даже говорить не стоит: собрали всех силовых бойцов в один отряд – и точка! Лучше расскажите, как собираетесь реагировать на вал профессиональной преступности и вооруженного бандитизма. В ответ – молчание.

Чтобы оценить реформаторские способности команды Авакова, автор познакомился со статистикой ГАИ за период эксперимента в Хмельницкой области. И вот что выяснил. При резком снижении нарушений правил ПДД (до 70%), имеем стабильный рост пострадавших и погибших в авариях (до 50%). Как это возможно: рост аварийности при снижении числа нарушений? Ответ прост: милиция перестала заниматься фиксированием нарушений на дорогах, переключившись на охрану общественного порядка. Отсюда – скачек аварийности с пострадавшими.

Что-то в эксперименте пошло не так... Я вам скажу что именно. Когда в дежурную часть звонят одновременно с просьбой прислать наряд на уличную драку или бытовой конфликт, а также зовут на автоаварию, дежурный отдает предпочтение бытовому конфликту. Водители могут подождать, а если патруль опоздает на уличную драку, может приехать к ее завершению с ранеными или убитыми. В итоге участники ДТП ждут прибытия наряда по нескольку часов. И это в небольшом Хмельницком. Можно только представить, что будет твориться в крупных областных центрах и столице...

Эка, деньги где?

Немного статистики. В самом крупном – столичном – подразделении ГАИ ежедневно выезжает на маршрут 300 (!) автопатрулей. Каждый автомобиль нужно заправить хотя бы 20 литрами бензина. Расход топлива - 180 тонн в месяц! Министерство выделяет 10 тонн... Угадайте: на какие деньги приобретается остальной бензин? Правильно – на взятки от нарушителей ПДД. Спору нет, взятки брать нехорошо. Но скажите: где еще взять бензин? Этот вопрос при личной встрече Эке Згуладзе задали ветераны столичного ГАИ. Она не смогла ответить, равно как не ответила и на прочие профессиональные вопросы о будущей работе реформированной службы. В частности о том, за какой счет МВД планирует обеспечивать новых сотрудников элементарным жильем, каков будет социальный пакет... Не пойму одного: почему после этого главный реформатор МВД удивляется тому, что действующие сотрудники ГАИ не рвутся поступать в обновленную службу?

Безусловно, реформа – дело рискованное, без шероховатостей не бывает. Но хочется получить элементарный ответ: за счет чего Згуладзе собирается заправлять патрульные машины, в которых будут сидеть новые, честные полицейские, обученные иностранными преподавателями? Ведь 170 недостающих тонн в месяц только на киевский гарнизон ГАИ – это не шутка. Я понимаю, что у Згуладзе большой опыт службы в МВД Грузии, где она работала «лицом министерства», не даром у нее американский дипломом пиар-менеджера. Но откуда в киевском ГАИ вдруг возьмутся 170 тонн бензина – каждый месяц – ума не приложу!

Американский грант предназначен исключительно для подготовки реформы и обучения будущих полицейских. Ну, еще на закупку камер фиксации нарушений ПДД. Возможно, из бюджета МВД выкроят деньги на пошив новой формы и повышенные зарплат. Но где взять деньги на заправку автопарка, на поддержание его в должном состоянии?.. Я уже не спрашиваю об остальном. Долгие годы бюджет МВД финансировался на 40% от обещаного. Но служебные машины ездили и обслуживались, сотрудники за собственные деньги шили форму (казенная расползается через два дня) и еще много чего происходило при отсутствии бюджетных средств. И мы понимаем, как это происходило. Но я – убейте меня – не пойму как это будет происходить после реформы, когда милиция перестанет трусить торговцев петрушкой в переходах и нарушителей ПДД. Увы, министру с его первым замом нечего мне сообщить...

А еще, я очень боюсь, что скоро им нечего будет сказать и по поводу воровского и бандитского беспредела, поскольку вместо усиления общеуголовного блока милиции они решили заняться показухой: продемонстрировать всем образцовое ГАИ. Кстати, кому не известно: после реформы ГАИ в Грузии порядка на дороге не стало больше, правда, полицейские перестали брать взятки. Згуладзе также упоминает о том, что в ее стране победили воров в законе. Это – дешевый пиар. Ибо организованную, профессиональную преступность победить нельзя по определению. Просто воры, у которых нет семьи, дома, родины съехали из Грузии, либо оказались за решеткой. За время грузинской реформы МВД численность полиции сократилась втрое, а число осужденных возросло в четыре раза. При этом количество оправдательных приговоров составляло 0,01%. Это однозначное свидетельство: права человека нарушались в судах систематически. А в бюджет изымались грандиозные суммы за счет «процессуального соглашения», когда обвиняемый отдавал свое имущество в обмен на свободу. Я не уверен, что Украине подойдет такая реформа.

О чем не знают реформаторы

Если бы Згуладзе и Аваков создали действенный наблюдательный совет при МВД, провели широкие общественные слушания концепции реформы, возможно они узнали бы много нового о том, как работает украинская милиция и как ее следует менять. Быть может после этого они начали бы преобразования с подготовки пакета законодательных изменений. Деятельность одной только службы ГАИ регулируется 40 законодательными актами. И для работы по-новому все их следует изменять, вносить поправки в Админкодекс, УК и УПК...

Столь масштабные законодательные изменения – это долгий путь. Но чтобы не затягивать реформу, начать можно не с ГАИ и ППС, а с сокращения вполовину чиновничьего аппарата всех без исключения служб. А в ГАИ достаточно дистанцировать водителя от инспектора: установить на трассах камеры, автоматизировав сбор штрафов, и тогда патрулям останется лишь выезжать для фиксации ДТП.  А если ужать вдвое нормы ПДД, просто отменить многие админпроступки, то и нарушений станет меньше и для их фиксации потребуется меньше сил.

Также следует ввести так называемую «полицейскую провокацию», которая разрешена во многих странах. Это простой и эффективный метод очистки личного состава от жулья. Речь идет о провокации взятки милиционеру силами службы внутренней безопасности. Попался – прочь из милиции без выплат и сохранения гарантий! Но при этом не наступает уголовная ответственность за взятку: очень гуманно и эффективно!

И еще: даже если предположить, что реформа органов внутренних дел пойдет быстро и эффективно, это не спасет страну от тотальной коррупции. Перестанут «решать вопросы» в милиции, продолжат разваливать дела в прокуратуре и в судах. Требуется глобальная реформа судебно-правовой системы. Но это уже совсем другая история и вопросы тут следует ставить не Авакову со Згуладзе, а Яценюку, Гройсману, Порошенко...

Что же делать: отменить реформу МВД и все оставить по-старому? Ни в коем случае! Реформы нужны любой ценой и как можно быстрее: это вопрос жизни. Вероятно с нынешней реформой МВД случится конфуз. Не отчаиваться! На место нынешних реформаторов придут другие, более профессиональные. Они учтут сегодняшние ошибки и сделают все лучше. Да, в ходе завтрашних реформ милиция ослабнет, потеряет профессионалов. Но она и очистится от коррупционеров, в ее ряды вольются свежие, мотивированные кадры.  Мы просто обречены на реформы.  

Часть 1



комментарии [3]

04.04.2015 13:57     саныч пример с бензином очень удачный..) гайца, еще не вышедшего на маршрут, уже напрягли искать 'заправку'... и это не считая 'дневной нормы '..) так откуда чистить надо? снизу или все таки сверху? да, они конечно далеко не пример для подражания и гордости, но... и это только на примере гайцов.., а ведь подобное везде... у кого-то бензин, у кого-то бумага и канцелярия..) бесит одно, все кругом знают, что нужно делать.. все знают, как нужно реформировать.. и тот же гражданский Аваков.., и его такой же гражданский советник Геращенко, и наконец менеджер Згуладзе... но..!!! рядового мента кто-то об этом спросил..???) обидно...
18.02.2015 21:27     Василь С бензином полная хня.
Если дают 10 тонн, а надо 180, то рядового гайця ипет откуда брать недостающий бензин? Ах, он должен заработать на дороге, ну так это легитимация заробитчанства гайцов с увеличением их неэффективности, так как они все больше думают не о правопорядке, а о подстройке случаев, когда можно бабла срубить.
18.02.2015 10:43     Респект Ельцову Наконец-то, из под пера Олега вышло что-то стоящее, писать- не переписать, сколько проблемных вопросов. Обрати внимание на реформы в Киевской области, там тоже оч много интересного. Ждем!
Комментировать статью
Автор*:
Текст*:
Доступно для ввода 800 символов
Проверка*:
 

также читайте

по теме

фототема (архивное фото)

© фото: УНИАН

COMM Модель демонструє одяг з колекції дизайнера Віктора Кобилінського під час Міжнародного фестивалю моди "Київський подіум" в Києві в понеділок, 17 жовтня 2005 р. В рамках Фестивалю проходитиме вже традиційний дизайнерський конкурс круїзних колекцій "10х10". Його правила залишаються незмінними: десять українських модельєрів представляють колекції, кожна з яких складається з 10 одиниць - наряди, призначені для фешенебельної морської подорожі. Журі конкурсу очолює, як і минулого року, відомий модельєр Пако Рабанн. Фото Олександра Синиці / УНІАН

   
новости   |   архив   |   фототема   |   редакция   |   RSS

© 2005 - 2007 «ТЕМА»
Перепечатка материалов в полном и сокращенном виде - только с письменного разрешения.
Для интернет-изданий - без ограничений при обязательном условии: указание имени и адреса нашего ресурса (гиперссылка).

Код нашей кнопки: