ТЕМА

Хочу все знать!

16 декабря 2014 | 08:46 , Юрий Посух, ИА «Ранок» для ТЕМЫ

Краткая инструкция по доступук информации.


Каждый из нас имеет возможность собирать, хранить, использовать и распространять 

информацию устно, письменно либо любым иным способом. Это право, как и большинство прав 

человека, не является абсолютным, то есть в некоторых случаях его реализация может быть 

ограничена. Право каждого на информацию в Украине гарантируется Конституцией Украины, 

законами и подзаконными актами. Основу правового регулирования права на информацию в 

Украине составляет Конституция Украины. Конституционные гарантии права на информацию 

закреплены, прежде всего, в статьях 32, 34, 40 и 50 Основного Закона.

Конституция имеет приоритетное значение по сравнению с любым другим нормативным 

актом. Следующими по иерархии после Конституции Украины в информационной сфере является 

Закон Украины «Об информации» и Закон Украины «О доступе к публичной информации» - 

базовые правовые акты по реализации закрепленных Конституцией информационных прав.

Право каждого на информацию гарантируется ст. 5 Закона Украины «Об информации», 

предусматривающей возможность свободного получения, использования, распространения, 

хранения и защиты информации, необходимой для реализации своих прав, свобод и законных 

интересов.

Основными путями для получения информации, необходимой, например, для работы 

журналистам, являются запросы о доступе к публичной информации; использование 

дополнительных возможностей получения информации от органов государственной власти и 

местного самоуправления с помощью механизма аккредитации; интервью, комментариев и т.п.

Запрос на информацию является одной из основных форм реализации права на доступ к 

публичной информации, которую предусматривает Закон Украины "О доступе к публичной 

информации". В соответствии со статьей 16-ой, запрос на информацию - это просьба лица (то 

есть вас) к распорядителю информации (например, горсовету) предоставить публичную 

информацию, находящуюся в его владении.

Спрашивающий может просить информацию, которая у распорядителя есть или должна быть в 

соответствии с возложенными на него обязанностями. Следует заметить, что этот закон не 

распространяется на обращения граждан о предоставлении консультаций правового характера.

 Закон о доступе к публичной информации зафиксировал такие принципы подачи запроса:

• запрос на информацию подается независимо от того, касается эта информация его лично или 

нет, без объяснения причины подачи запроса;

• запрос может быть индивидуальным или коллективным, в т. ч. поданным от юридических лиц 

или объединений граждан;

• форма запроса является произвольной, но должна содержать обязательные реквизиты.

Запрос на информацию является достаточно удобным способом получать информацию, 

поскольку он подается, а ответ на него получается, как правило, в письменной или электронной 

форме и в довольно формализованном виде, что позволяет сравнительно легко определить, 

были ли нарушены ваши права (путем непредоставления ответа или предоставления его 

ненадлежащим способом).

Предметом запроса на информацию может быть любая открытая публичная информация, 

а в определенных случаях и публичная информация с ограниченным доступом, если право 

общества в ее получении преобладает интерес лица в ее ограничении. Минимальный перечень 

публичной информации, имеющей право публиковаться и, соответственно, предоставляться на 

запросы заложен в ст. 13, 15 Закона (информация о структуре, контакты, отчеты, проекты актов и 

приняты акты). Кроме этого, по запросу предоставляется информация, которая была переведена 

в режим открытой, а также информация с ограниченным доступом, представляющая 

общественный интерес, в случае, если такой интерес преобладает необходимость ограничения 

доступа.

Подавая информационный запрос, не обязательно указывать, с какой целью нужна 

информация, и как человек планирует ее использовать. Органы власти, к которым направлены 

запросы, не могут требовать от вас предоставления такой информации или отказывать в 

удовлетворении запроса, мотивируя тем, что не указаны причины подачи запроса. Единственный 

случай, когда от запрашивающего требуется мотивация - требование рассмотреть запрос в 

сокращенный срок - «Ходатайство о срочной обработке запроса должно быть обоснованным.» 

(ч.3 ст. 20).

Закон о доступе к публичной информации существенно расширил перечень лиц, которые 

обязаны отвечать на запрос. Статья 13 приводит перечень таких лиц - это субъекты власти  

(органы государственной власти и другие субъекты, осуществляющие управленческие функции), 

юридические лица, финансируемые из государственного или местного бюджета (по информации 

об использовании бюджетных средств), юридические лица, выполняющие делегированные 

полномочия субъектов властных полномочий по закону или договору, а также субъекты 

хозяйствования, которые занимают доминирующее положение на рынке или наделены 

специальными или исключительными правами, или являются естественными монополиями (по 

информации об условиях поставки товаров, услуг и цен на них). Также, закон обязывает отвечать 

на запрос субъектов хозяйствования, которые владеют информацией о состоянии окружающей 

среды, о качестве пищевых продуктов и предметов быта, об авариях, катастрофах, опасных 

природных явлениях и других чрезвычайных происшествиях, которые произошли или могут 

произойти и угрожают здоровью и безопасности граждан, а также, другой информации, 

представляющей общественный интерес (т.е. общественно необходимой информацией).

В запросе об информации кроме обязательных реквизитов должны быть представлены:

• имя (наименование) запрашивающего,

• почтовый адрес или адрес электронной почты, а также номер средства связи, если таковой 

имеется;

• общее описание информации или вид, название, реквизиты или содержание документа, 

относительно которого сделан запрос, если спрашивающему это известно;

• подпись и дата при условии подачи запроса в письменной форме.

Кстати, подпись и дата требуется только для письменной формы. Требование подписывать 

запросы электронно-цифровой подписью является неправомерным.

 Для удобства запрашивающего распорядитель обязан разработать формы запросов, 

которые запрашивающий может использовать при подаче запроса. Однако, использование таких 

форм является правом, а не обязанностью запрашивающего. Такие формы должны содержаться 

на сайте распорядителя (при наличии) или непосредственно в его помещении. Кроме этого сама 

форма запроса должно содержать краткую инструкцию по процедуре подачи запроса на 

информацию, ее получение и т. п.

Запрос подается в любой форме - в устной, письменной или иной форме (по почте, факсу, 

телефону, электронной почте) на выбор запрашивающего. Но следует понимать, что в отдельных 

случаях лучше пользоваться письменным способом подачи запроса путем отправки заказного 

письма с уведомлением, а иногда и с описью вложения. Заметьте, что устная форма запроса не 

предусматривает немедленного ответа, а должно рассматриваться в сроки определенные 

законом.

По практическим соображениям в тексте информационного запроса стоит ссылаться на нормы Закона 

Украины „О доступе к публичной информации”. Например, напишите так «Этот запрос подается на 

основании статей 1, 13, 19, 20 Закона Украины «О доступе к публичной информации» (дальше – Закон), в 

которых зафиксировано право обращаться с запросами к распорядителям информации относительно 

предоставления публичной информации. Согласно части 1 статьи 20 Закона, распорядитель информации 

должен предоставить ответ на запрос об информации не позже пяти рабочих дней со дня получения 

запроса. В соответствии с частями 4 и 5 статьи 22 Закона, отказ в удовлетворении запроса на информацию 

предоставляется в письменной форме с указыванием мотивированного основания отказа и порядка его 

обжалования». Такая ссылка будет не только напоминанием чиновникам об их обязанностях, но и 

демонстрацией правовой осведомленности и готовности защищать свои права.

Закон об обращении граждан предусматривает такие сроки, в которые распорядитель 

должен обработать информацию для запроса:

• Стандартный - 5 рабочих дней со дня получения распорядителем запроса.

• Удлиненный - 20 рабочих дней со дня получения запроса. При этом запрашивающему в течение 

5 рабочих дней сообщается о продлении срока с должным обоснованием. Продление срока 

допускается только, если запрос:

- касается предоставления большого объема информации или

- требует поиска информации среди значительного количества данных.

• Сокращенный - 48 часов со дня получения запроса. Такой запрос должен быть обоснован в 

части срочной обработки и должен касаться информации, необходимой для защиты жизни или 

свободы лица, относительно состояния окружающей среды, качества пищевых продуктов и 

предметов быта, аварий, катастроф, опасных природных явлений и других чрезвычайных 

событий, которые произошли или могут произойти и угрожают безопасности граждан

 В случае форс-мажорных обстоятельств, распорядитель может отсрочить удовлетворение 

запроса, о чем письменно сообщает спрашивающего с указанием:

• фамилии, имени, отчества и должности лица, ответственного за рассмотрение запроса;

• даты направления или вручения уведомления об отсрочке;

• причин, в связи с которыми запрос на информацию не может быть удовлетворен в 

установленный настоящим Законом срок;

• сроки, в которые будет удовлетворен запрос;

• подписи;

• и разъяснения порядка обжалования принятого решения.

Распорядитель может отказать только со следующими основаниями:

• распорядитель информации не обладает и не обязан в соответствии с его компетенцией, 

предусмотренной законодательством, владеть информацией, по которой сделан запрос;

• информация, которая запрашивается, относится к категории информации с ограниченным 

доступом;

• лицо, подавшее запрос на информацию, не оплатило фактические расходы, связанные с 

копированием или печатью (при необходимости) ;

• не соблюдены требования к запросу на информацию (адресат и его контактная информация, 

содержание запрашиваемой информации, подпись и дата для письменной формы).

Отказ в предоставлении запроса направляется исключительно в письменной форме. Отказ 

должен содержать:

• фамилию, имя, отчество и должность лица, ответственного за рассмотрение запроса;

• дату отказа;

• мотивированное обоснование отказа - мотивация должна не только содержать ссылки на Закон, 

но и другую информацию, которая предоставляла бы запрашивающему четкое понимание 

обоснованности отказа;

• порядок обжалования отказа;

• подпись.

Заметьте, что распорядитель не может вам отказать в предоставлении информации на том 

основании, что ее можно получить из общедоступных источников. Он обязан переслать запрос 

надлежащему распорядителю и сообщить вам о такой переадресации.

В случае наличия в документе информации с ограниченным доступом для ознакомления 

предоставляется информация, доступ к которой не ограничен. В таком случае владелец 

информации ретуширует (заклеивает, зарисовывает) информацию, доступ к которой 

ограничивается, и предоставляет запрашивающему документ с соответствующими купюрами.

Все это, также, касается и архивной, и статистической информации. Желаем успехов в получении 

Информации - главного сокрушительного оружия в борьбе с закрытостью и неподконтрольностью власти.

 



Комментировать статью
Автор*:
Текст*:
Доступно для ввода 800 символов
Проверка*:
 

также читайте

по теме

фототема (архивное фото)

© фото: Noname

Немецкая научно-исследовательская станция Neumayer III начала свою работу по исследованию Антарктиды 20 февраля. Строительство станции обошлось Германии в 39 млн евро. Neumayer III сможет функционировать в течение 25-30 лет.

   
новости   |   архив   |   фототема   |   редакция   |   RSS

© 2005 - 2007 «ТЕМА»
Перепечатка материалов в полном и сокращенном виде - только с письменного разрешения.
Для интернет-изданий - без ограничений при обязательном условии: указание имени и адреса нашего ресурса (гиперссылка).

Код нашей кнопки: