ТЕМА

Украинский пролет крылатых ракет

19 августа 2011 | 08:31 , Андрей Старостин, для ТЕМЫ

Вытолкать Украину с мирового рынка продажи крылатых ракет Х-55 оказалось несложно: скандал с поставками украинских ракет в Иран и Китай в начале века помог Кремлю самостоятельно войти в этот международный бизнес. Но у Киева остался лакомый кусок - производство и наладка. Сегодня происходит завершающая стадия: нас окончательно выдавливают с рынка самыми живописными методами - от банкротства украинских заводов до их поглощения.Так мы теряем кусок оружейного пирога ценой в сотни миллионов долларов.


История Х-55: скандалы, объединение и совпадение

Крылатая аивационная ракета украинского производства Х-55, которая по квалификации НАТО носит имя AS-15 Kent, на протяжении последнего десятилетия закрепилась в роли рекламного «бестселера» зарубежного военно-технического сотрудничества Украины. Первая пи-ар акция мирового масштаба состоялась в 2000 году: тогда грянул громкий скандал вокруг контракта на поставку в Иран и Китай 12-ти неоснащенных ракет этого типа и установку оснащения боеголовками КНО-120.

По контракту Украина продала ракеты, произведенные в 1987 году и к моменту сделки исчерпавшие свой технологический ресурс. Эта поставка визвала горячий интерес украинской и зарубежной прессы. Дело в том, что продажа просроченных изделий - это всегда намек на экспорт заводских специалистов. Еще шире, в 2005 году, пресса освещала судебные процессы вокруг самой сделки. Сейчас, по прошествии лет, стало очевидным, что поставка осуществлялась в рамках очередного украино-российского договора об урегулировании нашей задолженности за поставки природного газа. По сей день ни одно из украинских официальных лиц, инициироваших залючение этого «ракетно-газового» договора, к отвественности так и не привлечено. Некоторые занимают руководящие должности до сих пор, а фигурантами и обвиняемыми по делу стали стрелочники-исполнители. На сегодня в списке фигурантов обнаруживаем пять покойников. В 2002 году в Украине погиб в атокатастрофе глава «Укрспецэкспорта» Валерий Малев, в молодости занимавшийся авто гонками. На Кипре нелепо разбился на картинге австралийский посредник Хайдер Сарфраз. В 2007-м убит в Лукьяновском СИЗО россиянин Олег Орлов,  обвинявшийся в незаконной поставке Х-55 Ирану. В 2009 году в России скоропостижно скончался полковник Антон Суриков, принимавший активное участие в освещении прессой мирового рынка ракет Х-55.

Но этими скандалами процесс передела рынка не ограничился - вторую известность ракетам Х-55 может принести начатая в 2010 году передача России харьковского авиазавода ХГАПП - бывшего украинского головного производителя Х-55. Передача завода и его технологий осуществляется  под соусом создания новой украино-росийской авиасторительной компании «ОАК Антонов», в состав которой вводится ХГАПП. Финансово стабильным предприятие не назовешь. Следовательно, завод легко фрагментировать. Все это не имело бы отношения к расширению рынка крылатых ракет, если бы не одно «но». Паралельно с изоляцией ХГАПП в рамках «ОАК Антонов», к 2011 году компании Китая, Тайваня и Ирана начали  развертывать серийное производство ракет, технологически очень схожих с украинской Х-55. На первый взгляд, эта подобие выглядит совпадением и не более. 

Ракетные рынки без инженеров - нонсенс

 Ключевой технической тонкостью экспорта большинства ракетных технологий традиционно является не сама поставка, а наладка оборудования. Инжиниринг под проектным надзором конструкторського бюро-разработчика обычно производят предприятие-производитель ракет и предприятие-производитель двигателей. Единственным в мире производителем двигателей для Х- 55 является запорожское ОАО «Мотор Сич». Разработчиком ракет является КБ «Радуга» из Дубны Московской области. Головным производителем ракет Х-55 в 1980-1986 годах был цех №86 харьковского ГАПП. О значеними этого завода для Украины можно судить по карьере его руководителей. Одним из первых директоров  цеха №86  был Анатолий Мялица, который возглавлял ХГАПП в 1980-1989 годах, 1996-2002 годах и 2008 году. В 2002-2004 годы он дорос до главы Минпромполитки в правительствах Анатолия Кинаха и Виктора Януковича, а затем трудился советником премьера Юлии Тимошенко.  Для Украины такая карьера бывшего первого секретаря Харьковского обкома КПСС исключительно неординарная. 

Именно при Мялице, еще до провозглашения независимости Украины, в 1986-1992 годах 86-й ракетный цех и оборудование по производству Х-55 вывезли с ХГАПП на российский Кировский механический завод, ныне ОАО «АВИТЕК». Производство ряда сегментов ракет начал Смоленский авиазавод.

С тех пор, как кировский завод АВИТЕК стал собственником харьковских технологий производства Х-55, Россия достигла независимости и профинансировала начало производства крылатой ракеты Х-56. Сегодня эта модификация базового типа Х-55 в полной мере считается российской собственностью. Что касается юридического права на «харьковско-кировские» технологии Х-55, тут все сложнее. Принадлежость технологий – это, прежде всего, право ремонта и модернизации, что на международном рынке стоит порой дороже самого оружия. Это право регулируется рядом действующих доныне соглашений между Украиной и РФ в сфере военно-технического сотрудничества. По ним собственником любой военной технологии бывшего СССР, вне зависимости от принадлежности КБ-разработчика и завода-производителя, является государство, на территории которого это вооружение дислоцировано. В такой сути договора есть логика, потому без него формально могло оказаться, что на вооружении РФ стоят не российские, а украинские танки и баллистические ракеты.  

В случае с Х-55, поставленными Ирану и Китаю, буквально до 2002 года включительно, 85% общего парка ракет этого класса в бывшем СССР дислоцировались в Украине. Следовательно, по этим соглашениям, вне зависимости от того, где они были произведены  – в Кирове или Харькове – фактическим обладателем технологий Х-55 являлась Украина. Кроме того, Украина – страна-производитель двигателей для этих ракет. Указанные два веских обстоятельства, по-сути, по прежнему являются главной причиной пристального внимания многих иностранных государств к суду, начавшемуся в 2005 году в Украине. Ведь владельцем технологий производства стратегических ракет Х-55, как ни крути, является Украина, а технологией  применения этих ракет – Россия.

Эта чрезвычайно важная деталь объясняет, зачем вобщем-то малопривлекательный ХГАПП столь настойчиво затягивают в украино-российскую «ОАК Антонов».Вполне возможно, что речь идет либо о попытке закрыть внешние рынки для украинских ракетних технологий, либо же, что более вероятно, речь идет о неких совместных планах расширения мирового рынка стратегических крылатых ракет. И та и другая версии впоєне «рабочие». Потому что создание авиастроительной компании – не единственная подобная инициатива нынешних украинских властей. Также в стадии реализации находится проект создания аналогичной, но уже полностью специализированной украино-российской компании в сфере производства авиационных ракет. В нее могут войти киевское КБ «Луч» и ПО «Завод им. Артема», а также российская корпорация «Тактические Ракетные Вооружения». На какой результат нацелены эти проекты?  Будет ли этот результат законным и отвечающим внеблоковой политике Украины?   

Внеблоковость как дымовая завеса

По мнению части украинского экспертного сообщества, провозглашение Украиной в 2010 году курса на внеблоковую внешнюю политику, отрицающую участие в военных союзах, на самом деле является дымовой завесой. Ее цель – дать время для реализации проектов в военно-технической сфере, схожих с многолетней эпопеей на рынке ракет Х-55. Логическим завершеним масштабних авантюр подобного рода вполне может стать вовлечение страны в военный блок «Ташкенского Пакта». Ведь во всем мире кооперация на рынках стратегических вооружений - это первый шаг к вхождению в военный союз. Исключений из этого правила не бывает.

На словах официальный Киев такой шаг отрицает. По словам украинских чиновников, у них нет новых планов относительно Организации Договора о коллективной безопасности стран СНГ (ОДКБ СНГ). В то же время, подтверждение подлинности информации о событиях в оборонной политике тонет в искусно созданной бюрократической и кадровой путанице. Путаница стала очевидной зимой 2011 года. Тогда со своей должности без объяснения причин был уволен куратор оборонной политки Президента, экс-генпрокурор Геннадий Васильев, занимавший должность заместителя главы Администрации Президента. Вместе с этим увольнением, был смещен и подчинявшийся Васильеву начальник Главка оборонной политики и координции правоохранительных органов. Уже почти полгода эти долности остаются вакантными.

В ответах на официальные запросы прессы о том, что происходит с оборонным планированием, Администрация Президента отвечает скупо. По ее комментариям, за оборонную политику Президента ныне отвечает Елена Лукаш. Но Лукаш явно не обладает должной компетенцией. К тому же,  она является уполномоченным представителем Президента в Конституционном Суде, и у нее есть чем заняться. С другой стороны, она может выглядеть и подходящей фигурой. По крайней мере, как жена Григория Ильяшова, главы Службы Внешней Разведки Украины.

Словом, куда и за что «пропал с радаров» экс-генпрокурор Васильев, лишившийся должностей в Администрации и СНБОУ, пока является вопросом без внятного ответа. Единственная версия происходящего - предположения прессы о сугубо политической интриге, разразившейся между чиновниками, отвечающими за неприсоединение страны к военным блокам. Если верить этим версиям, уволенный Васильев вместе со своим партнером Геннадием Нусенкисом, основателем финансовой группы «Донецксталь», представляет пророссийское крыло Партии Регионов, которое выкристализовалось как противовес господствующим в этой организации «донецкому клану» Ахметова-Клюева-Колесникова, и «киевской группе» Фирташа-Бойко-Левочкина-Хорошковского.

Коль так, нынешней украинской власти сегодня явно не до контроля над процессами, которые происходят в оборонной промышленности.  В таком случае Украина обречена на повторение историй наподобие суда по поставке Х-55 Китаю и Ирану. А как это повторение произойдет, то ли в процессе торговли, то ли при выполнении субподряда или создания украино-российских СП – это, по-сути, вопрос не существенный.


Статья підготовлена в рамках проекта "Поддержка бюро журналистских расследований", реализуемый ХПГ при финансовой поддержке МФВ. 

 

 

 


Ця публікація здійснена за фінансової підтримки Європейського Союзу. За зміст публікації відповідає лише Харківська правозахисна група, і його ні за яких обставин не можна вважати таким, що відбиває позицію Європейського Союзу
This document has been produced with the financial assistance of the European Union. The contents of this document are the sole responsibility of Kharkiv Human Rights Protection Group and can under no circumstances be regarded as reflecting the position of the European Union

комментарии [2]

13.04.2013 20:13     dfkthbq Украина просто обязана перейти на высокоточное вооружение по всем направлениям,одним из которых, является разработки крылатых высокоточных ракет,тем более ,что опыт в разработке и производстве уже есть,причем всех видов базирования.
21.08.2011 21:05     poma А посмотри нет ли тут твоих недоброжелателей, обидчиков ,может кто кинул тебя на деньги,может кто-то недовёз товар или недопоставил продукцию или не перечислил денег за оказанные услуги Введи в поисковик (Глыбянский сергей вор - пройдоха) и посмотри нет ли компромата на твоих знакомых или партнёров
Комментировать статью
Автор*:
Текст*:
Доступно для ввода 800 символов
Проверка*:
 

также читайте

по теме

фототема (архивное фото)

© фото: Reuters

24.01.2010, Иран. Авария при посадке Ту-154 иранской авиакомпании Taban Air в Мешхеде. Загорелся хвостовой отсек, потом он взорвался. От самолета остался полуобгоревший и разрушенный фюзеляж. Пока сообщают о 46 пострадавших, погибших нет. Всего на борту «тушки» было 157 пассажиров и 13 членов экипажа. BBC пишет, что самолет задержался вчера в Мешхеде из-за непогоды, а когда взлетел сегодня, сразу запросил экстренную посадку из-за сердечного приступа у одного из пассажиров.

   
новости   |   архив   |   фототема   |   редакция   |   RSS

© 2005 - 2007 «ТЕМА»
Перепечатка материалов в полном и сокращенном виде - только с письменного разрешения.
Для интернет-изданий - без ограничений при обязательном условии: указание имени и адреса нашего ресурса (гиперссылка).

Код нашей кнопки: