ТЕМА

Охотничий рай для Януковича. Фото

03 августа 2011 | 08:39 , Дмитрий Хилюк, НБН

фото автора

Корреспондент сайта НБН проник на территорию закрытых охотничьих угодий в Киевской области.


Охрана возле села Овдиева Ныва.
 В последнее время много внимания уделяется президентской резиденции Межигорье, территория которой до сих пор остаётся terra incognita для рядового украинского налогоплательщика. Однако скромность украинского лидера не ограничивается «домиком на краю обрыва», как однажды Виктор Янукович окрестил Межигорье. На территории Вышгородского района Киевской области есть ещё один небезынтересный объект, незаслуженно забытый журналистами. Речь идёт о лесном заповеднике на севере Вышгородского района, а именно – Днепровско-Тетеревском заповедно-охотничьем хозяйстве Государственного агентства лесных ресурсов.



Карта заповедника (выделен светлым) и окружающей местности.

Заповедник находится в 60 км севернее Киева, его размеры – около 250 квадратных километров. С севера он ограничен рекой Тетерев, с запада граница проходит по сёлам Любыдва, Вахивка, с юга – по линии Вахивка-Овдиева Ныва-Сухолучье, а с востока находится Киевское  водохранилище.

Ещё два года назад в заповедник мог попасть любой желающий, и это не удивительно, поскольку на его территории находится ряд сёл Вышгородского района: Рытни, Богданы, Рыхта, Пылява, Любыдва, Овдиева Ныва. На центральном въезде в Сухолучье дежурили женщины-вахтёры, которые иногда просили показать багажник авто при выезде из заповедника. Несколько других дорог, ведущих в заповедник, были полностью свободными. Кроме того, людям разрешалось собирать грибы и ягоды, можно было поставить палатку и отдыхать.

Однако всё изменилось в прошлом году. Вместо вахтёрш была выставлена частная охрана. На всех въездах поставлены шлагбаумы с охранниками, а весь (!) периметр в несколько десятков километров окопан огромным рвом, преодолеть который можно только пешком и то не везде. Для того, чтобы попасть в заповедник, надо иметь в паспорте регистрацию на территории одного из сёл. В ином случае необходим запрос от местных жителей к администрации заповедника, удостоверяющий, что они ждут определенного гражданина в гости, и только после этого ему выдается разовый пропуск.

Данные изменения местные жители поясняют тем, что эти края приглянулись действующему президенту, который после 5 лет перерыва (на время президентства Виктора Ющенко), снова начал там бурную деятельность.

Автор этих строк решил проверить, так ли суров режим и действительно ли заповедник уже не заповедник, а «гетто», как его называют жители окрестных сёл. Реальность превзошла все ожидания. Действительно, без пропуска в заповедник не попадёшь ни через один КПП:



Охрана возле села Овдиева Ныва…



...и на главном въезде в Сухолучье
.

Никакие аргументы о том, что в Украине ещё не отменяли свободу передвижения граждан из одного населённого пункта в другой на охранников частной фирмы «Деллит», которая, к слову, причастна и к охране другого президентского объекта – резиденции в «Межигорье», не имели никакого влияния.



Следует констатировать, что удостоверение, предъявленное корреспонденту НБН, уже 10 месяцев как недействительно.

Единственный способ проникнуть на территорию заповедника – разрешение администрации, сообщили НБН на КПП при въезде в заповедник. При этом сотрудники охраны затруднились назвать норму закона, которая бы запрещала человеку приехать, скажем, из пгт Дымер (см. карту) в село Богданы. Ссылаются лишь на распоряжение администрации заповедника о запрете пребывания в лесу в пожароопасный период. Видимо, к понятию «лес» начальство заповедника относит и дороги общего пользования, а пожароопасный период у них продолжается даже зимой.

Прорваться всё же удалось – партизанскими тропами в обход «противотанковых рвов».



 Враг не пройдёт через овраг!



Таким рвом окопан весь заповедник.

По дороге, уже на «запретной территории», встретились жители села Любимовка, которые на лошадке лесными тропками возвращались из «режимной» Рыхты.



Для того, чтобы преодолеть шлагбаум, ездовому пришлось лошадку распрячь, впрячься самому и руками перетащить воз на другую сторону...



...а затем провести лошадку...



...и снова в путь.

Из разговора с членами экипажа воза (мужчина лет 60-ти и две женщины, возрастом около 60-ти и 40 лет) удалось узнать, что охрана терроризирует не только праздных киевских туристов (под видом которых пробрался, «туда, где не положено» автор), но и жителей сёл, проживающих в непосредственной близости от заповедника. Далее приводим разговор на украинском, для сохранения колорита:

- І що, ви постійно так проїжджаєте, що коня випрягати потрібно?

- Так ось мучимося!

- А що іншої дороги немає?

- Та є через Ниву, але там охрана не пускає. Сьогодні зранку мотоциклом хотіли проїхати по дорозі, так завернув назад. Скільки не просили, а він: не пущу, пропуск давайте. Я тут народилася і вже віка доживаю, а такого ще ніколи не було! Коли їх уже подавить: позахапали все, чорниці збираєш і боїшся, що зловлять і оштрафують!, – жалуется одна из женщин.

 - А чому штрафують, за що?

- Так там же ж в заповєдніку Янукович тепер все позаймав. Он дивись, яку канаву викопав, щоб ніхто і гриба не вирвав… А самі дорогу асфальтову строять коло Пиляви.. щоб з машини стрілять, охотиться…А ліс зрубаний даже не вивозять, а палять на місці, чи в болоті топлять… Просили, щоб нам на дрова хоть трухлявого дали.. та де там, нельзя допроситься…

Слова селян о дороге и охоте, наверное, были не далеки от истины, судя по увиденному в заповеднике:



Та самая просека, о которой говорили селяне.



На фото выделены так называемые номера – места для охотников, откуда ведётся огонь по дичи.



„Номер” вблизи.

Кроме того, в заповеднике постоянно курсируют грузовики-самосвалы. По словам местных жителей – возят щебень и асфальт.

Ещё одним доказательством «заповедности» леса служит сооружение загона в несколько десятков квадратных километров. Предназначение его неясно, но, очевидно, строится что-то вроде зоопарка:



Готовый забор для зверей.



Строительство «зоопарка».

Возле села Пылява, говорят, находится резиденция Януковича, но возможно, на самом деле она несколько в другом месте – восточнее Овдиевой Нывы. По крайней мере, с высоты пожарной вышки в Пыляве признаков резиденции не видно, а в районе между Овдиевой Нывой и Киевским морем стоит ещё один периметр охраны с круглосуточным дежурством. Кроме того, там находится новая 75-метровая наблюдательная вышка.



Пылява, вид с вышки на дельту Тетерева
.



Строительство «новых селян» в заповеднике.

Меньше десятка сёл в заповеднике ещё 10 лет тому представляли собой типичные полесские поселения с деревянными небелеными домами из бруса в окружении густых лесов. Сегодня же аборигены – это в основном пенсионеры, которых с каждым годом всё меньше. Значительная часть селянских хат выкуплена богатыми людьми, которые вовсю строят за высокими заборами «хатынки» в несколько этажей на месте сельских подворий.

Инфраструктуры для местных нет почти никакой. Например, в Овдиевой Ныве нет даже магазина – раз в неделю приезжает автолавка. До ближайшей АЗС из Богданов – самой отдалённой от цивилизации точки заповедника – около 30 км, столько же до больницы. Зато в Богданах есть магазин: небольшой чулан во дворе частного дома с нехитрым ассортиментом товаров, что не мешает нелегальной торговле сигаретами. Процедура выглядит следующим образом: спрашиваешь у продавщицы сигареты, даёшь деньги, она закрывает чулан, идёт в дом и выносит клиенту товар. Такое вот «торжество» белой экономики в обороте подакцизных товаров в имении первого лица государства.

А ещё в заповеднике егеря в свободное от охоты на зверя время устраивают «облавы» на людей. Объектом такой «облавы» стал и корреспондент НБН вместе с ещё несколькими людьми – такими же нарушителями режима. Спустя около двух часов после проникновения в заповедник мы были замечены охранниками лесных угодий (на сей раз это не частная охрана, а государственная лесная, как они потом представились). Выглядит это так: вас догоняют на авто и подрезают, пытаясь вынудить остановиться. После этого из автомобиля выходят несколько вооружённых охотничьими ружьями людей и с отборным матом требуют признаться, каким образом вы попали в заповедник. После резонного вопроса, кто они такие и на каком основании создают аварийную обстановку, оскорбляют и требуют документы, товарищи сбавляют обороты, представляются, но продолжают настаивать на том, что нам необходимо срочно «ушиться» из заповедника. При этом, не называя никаких законных оснований, а почему, собственно.

В данном случае, товарищи охранники получили отпор – в том смысле, что им разъяснили, что требования их незаконны. После этого они просто начали следить за незваными гостями: постоянно следовали за нами «впритык» на двух «Нивах» до самой границы угодий в Сухолучье. Своё поведение они поясняли тем, что получили указание от начальства охранять дорогих гостей от… браконьеров. На языке же уголовного кодекса такая забота называется незаконной слежкой и карается соответственным сроком.



Машина преследователей.



Ещё два «человека с ружьём» из экипажа второй машины.



И ещё один человек в камуфляже.

Также охрана пыталась запретить фотосъёмку, поскольку «в заповеднике снимать нельзя», снова-таки не назвав законного основания, при этом жалуясь кому-то по рации, что «эти сволочи опять фотографируют, уже с вышки».

Снимать въезд в заповедник в Сухолучье не разрешал и охранник частной охраны, причём, когда съёмка велась уже за пределами заповедника. После, правда подобрел и доверительно сообщил, что вообще-то снимать можно, «но просто понимаешь, приезжают сюда корреспонденты всякие, а потом про нас пишут, что мы – донецкие, что над людьми издеваемся». Охранник этот оказался не из Донецкой – из Житомирской области. Но сути это не меняет, в том смысле, что большинство встреченных автором работников в заповеднике – люди не местные, судя по языку. Местные говорят на специфическом полесском диалекте. Очевидно, логика брать «варягов» на работу состоит в том, что они не имеют родственных, дружеских связей среди местного населения и поэтому никого без официального разрешения не пропустят.

В общем, итог таков: в Днепровско-Тетеревском лесничестве за полтора года создан почти «тюремный» пропускной режим, простых людей из заповедника выгоняют. Ни о какой заповедной работе речь не идёт. В лесу ведут масштабное жилое и дорожное строительство: готовится инфраструктура для комфортного убивства зверей и других развлечений на природе для «своих людей». Остальным, не приближённым «к телу», на красоты полесской природы любоваться остаётся только до того момента, пока их не выследят егеря...



PS: год назад автор обращался с официальным запросом в Киевскую областную прокуратуру о законности новых порядков и получил ответ:

«Прокуратурою Вишгородського району проведено перевірку за Вашим зверненням щодо законності обмеження свободи пересування громадян у с. Сухолуччя (територія Дніпровсько-Тетерівського лісництва), де заборонено без перепусток пересуватися із села до села (села Богдани, Пилява, Любидва) та які необхідно замовляти у лісництві.

Перевіркою встановлено, що пересування громадян та мешканців сіл Богдани, Пилява, Любидва в межах населених пунктів та дорогами загального користування ніяким чином не обмежується. Скарги мешканців сіл з цих питань до прокуратури Вишгородського району та прокуратури області не надходили.

Перевіркою Дніпровсько-Тетерівського лісництва встановлено, що у зв'язку з підвищеною пожежною небезпекою пересування територією лісу громадянам обмежено, а автотранспортом заборонено. Підставою для обмежень пересування стало рішення Ради Національної Безпеки України від 05.08.10, яке введено в дію Указом Президента №801/210, зокрема щодо вжиття заходів запобігання лісовим пожежам».


Из письма следует, что либо районный прокурор не владеет ситуацией, либо частным охранникам и лесникам он не указ. Например, хотя бы потому, что пропускать «чужих» они отказывались и глубокой осенью прошлого года, когда и речи не могло идти о пожароопасном периоде.

Прошу считать данную публикацию журналистским запросом к генеральному прокурору Украины Виктору Павловичу Пшонке: на каком основании частная охрана и представители Госагентства лесных ресурсов ограничивают граждан в свободе передвижения из одного населённого пункта государства Украина в другой, ведут слежку, требуют предоставить конфиденциальную информацию? Как соотносится с природоохранным законодательством строительство на заповедных территориях, массовая вырубка леса и рытьё многокилометровых траншей?

Источник: http://nbnews.com.ua/tema/6361/



комментарии [3]

03.06.2013 16:09     ss вот там их сук караулить надо, на выезде...
04.10.2012 21:41     механик Предлагаю скинуться по 1 гривне на переселение ..... с территории Украины)))на территорию Аида. Конечная сумма стоимости билета к Аиду пусть будет 40 000 000 гривен. Как вы думаете, соберётся такая сумма? ;))
Я думаю да, заодно и в Книгу рекордов Гиннеса попадём как страна, которая продала самый дорогой билет в мире)))
03.08.2011 09:09     украинец Этот скот переходит все границы, а быдло что его охраняет потеряло человеческий облик. На дыбу скотов.
Комментировать статью
Автор*:
Текст*:
Доступно для ввода 800 символов
Проверка*:
 

также читайте

по теме

фототема (архивное фото)

   
новости   |   архив   |   фототема   |   редакция   |   RSS

© 2005 - 2007 «ТЕМА»
Перепечатка материалов в полном и сокращенном виде - только с письменного разрешения.
Для интернет-изданий - без ограничений при обязательном условии: указание имени и адреса нашего ресурса (гиперссылка).

Код нашей кнопки: