ТЕМА

Могилевич и Фирташ: газовые связи

01 февраля 2008 | 15:19 , Алексей Степура, специально для "ТЕМЫ"

Предприниматель средней руки Дмитрий Фирташ в середине 90-х годов обитал в Будапеште. Именно там он и познакомился с влиятельным в масштабах Венгрии и на постсоветском пространстве авторитетом. По одной из версий, Фирташа представила Могилевичу его бизнес-партнер и будущая супруга Мария Калиновская, по другой, его «нашел» для Могилевича лидер киевского ОПГ «Череп»


Совладелец «РосУкрЭнерго» Дмитрий Фирташ уже давно констатировал факт своего знакомства с арестованным в Москве Семеном Могилевичем.

28 апреля 2006 года Дмитрий Фирташ заявил в интервью Financial Times, что «встречался с  Могилевичем всего несколько раз, однако никогда не был его партнером и не имел с ним никаких дел».

Приведем ключевой факт, который ставит это утверждение под сомнение.

Фирму Highrock Holdings, где Фирташ являлся совладельцем и директором, учреждала адвокат Ольга Шнайдер,  экс-супруга Семена Могилевича. Часть акций компании принадлежала другой бывшей жене мафиозо – Галине Телеш.

Именно Highrock Holdings при содействии бывшего директора НАК «Нафтогаз України» Юрия Бойко сумела вытеснить с украинского газового рынка предыдущего монополиста – компанию ITERA.

Что в действительности связывает совладельца «РосУкрЭнерго» Дмитрия Фирташа с главным на постсоветском пространстве боссом организованной преступности Семеном Могилевичем? Выступал ли Фирташ в прошлом деловым партнером Могилевича или просто, по чистой случайности, унаследовал контроль над частью его бизнес-структур?

К сожалению, биографы-альтруисты, описывающие ныне становление бизнеса «таинственного олигарха», уходят от ответа на эти вопросы. Взамен на читателей выливается масса второстепенных подробностей: о периоде накопления Фирташем первичного капитала, его дальних родственниках и старых приятелях, сложностях в личной жизни и проблемах бракоразводного процесса, наконец, любви к баскетболу.

Пиар-кампания, спланированная в рамках «легализации» личности Дмитрия Фирташа, была подчинена двум генеральным целям:

Первое. Отвлечь внимание общественности от противоестественной ситуации, когда фирма-посредник с десятком человек персонала монополизировала право на транзит газа в Украину. Причем, если с российской стороны ее соучредителем выступает «Газпром», то с украинской – не НАК «Нафтогаз України», как следовало бы ожидать, а частные лица.

Второе. Умолчать о сотрудничестве Дмитрия  Фирташа с разыскиваемыми ФБР преступниками Семеном Могилевичем и его соратником Игорем Фишерманом, творцами схемы «газ в обмен на товары, услуги и откаты» прибыльной  коррупционной схемы, успешно пережившей оранжевую революцию.

Апологеты Фирташа сознательно замалчивают обстоятельства, при которых тот стал главным игроком на газовом рынке Украины. Мы постараемся восполнить этот пробел в биографии совладельца «РосУкрЭнерго».

 

Highrock Holdings

 

На официальной страничке GDF (Group of Dmitry Firtash) в разделе «история» указывается, что в 2001 году  «Дмитрий Фирташ становится акционером в холдинге Highrock Holdings, контрольный пакет в котором принадлежит Игорю Макарову,  главе газовой компании ITERA».

Однако в ITERA причастность к Highrock Holdings на сегодня отрицают. Игорь Макаров заверял в письме Financial Times, что «ни он лично, ни ITERA не имели экономических интересов в этой компании и не играли никакой роли в ее создании».

Перевод стрелок Фирташем и Макаровым друг на друга объясняется прозаически: нежеланием констатировать общую для них связь с Могилевичем.

На самом деле, Highrock Holdings изначально была совместным детищем ITERA и структур Семена Могилевича. Позже, в силу ряда факторов, компания номинально перешла под контроль Фирташа и вытеснила ослабевшую ITERA с рынка.

Стратегию деятельности Highrock Holdings определял Игорь Фишерман, человек, которому приписывают изобретение и внедрение теневых схем расчетов за среднеазиатский газ. Работая с ITERA, он привлек к сотрудничеству и вывел на новые орбиты бизнеса торговавшего с Туркменистаном Фирташа.

В бытность Павла Лазаренко премьер-министром Украины, Фишерман официально числился его советником. Одновременно он являлся вице-президентом  «родной» компании Семена Могилевича Arigon Ltd. (Согласно обвинительному акту Министерства юстиции США «Могилевич владел 40% долей в компании Arigon Ltd. и контролировал ее деятельность»).

Сегодня есть веские основания полагать, что Могилевича, Фишермана и Фирташа объединяли общие интересы в компании Highrock Holdings.

Согласно документальным данным и заявлениям самого Фирташа компания Highrock Holdings была основана в 2000 году частным адвокатом Ольгой Шнайдер, якобы работавшей на компанию ITERA. Эта та самая леди, которую на днях допросили в Москве вслед за арестом Семена Могилевича.  

Ольга Валерьевна Шнайдер 1975 года рождения – последняя из супруг Семена Могилевича. Их брак был зарегистрирован Солнцевским отделом ЗАГС г. Москвы в июне 1999 года. После свадьбы Могилевич присвоил себе фамилию жены.

Директорами Highrock Holdings числились Фирташ и другая бывшая жена Могилевича – Галина Телеш.  Мафиозо поддерживал отношения с ней с начала 90-х годов, заключил брак в Будапеште в 1995-м году и взял ее фамилию.

В Венгрии, где Могилевич осел в конце 80-х годов он, благодаря интригам, криминальному прессингу и связям в руководстве страны, он легализовал свой капитал и приобрел несколько предприятий «оборонки».

Предприниматель средней руки Дмитрий Фирташ в середине 90-х годов также обитал в Будапеште. Именно там он и познакомился с влиятельным в масштабах Венгрии и на постсоветском пространстве авторитетом.

По одной из версий, Фирташа представила Могилевичу его бизнес-партнер и будущая супруга Мария Калиновская, благодаря своему знакомству с певцом Яном Табачником, также выходцем из Черновцов.     

 

Дмитрий Фирташ  признал Financial Times, что до июня 2003 года треть акций Highrock Holdings была действительно зарегистрирована на фамилию Телеш.

По данным The Wall Street Journal, которая ссылается на следователей Минюста США, реально эта доля – через  кипрскую фирму Agatheas Trading Ltd. – принадлежала Могилевичу и Фишерману.  

The Wall Street Journal прямо утверждала, что Могилевич владел  40% компании Agatheas Trading Ltd.  Фирташ, в свою очередь, констатировал Financial Times, что был директором Agatheas Trading Ltd., где часть акций принадлежала Галине Телеш. Однако он настаивал, что никогда не встречался с Телеш и не знал, чьи интересы та представляет.   

По версии Фирташа, он пришел на смену совершенно незнакомой женщине на посту директора Agatheas Trading Ltd. в июне 2003 года.  Вслед за этим, кипрская компания стала прямым владельцем трети акций Highrock Holdings.

В конце 2002 года в США официально выдвинули обвинения Семену Могилевичу и Игорю Фишерману, а ФБР объявила их в розыск.

Очевидно, именно тогда партнеры по Highrock Holdings заключили некую договоренность, согласно которой Фирташ унаследовал контроль над этой структурой.

Будущий совладелец «РосУкрЭнерго», в отличие от Могилевича и Фишермана, не был запятнан связями с откровенным криминалитетом и причастностью к финансовым аферам за океаном. С ним могли официально встречаться в своих кабинетах руководители «Газпрома» и «Нафтогаза України».

Когда Могилевич и Фишерман «залегли на дно», Фирташ выдвинулся на роль ведущего газового магната – посредника в поставках на Украину среднеазиатского газа.

 

Highrock  Properties Ltd.

 

Важнейшей из дочерних структур компании Highrock Holdings стала  Highrock  Properties Ltd.  Ее учреждал израильтянин Зеев Авербух-Гордон – личный  адвокат Семена Могилевича.

Представительство Highrock  Properties в Украине возглавлял Дмитрий Фирташ, а финансовым директором некоторое время числился Игорь Фишерман.

В 2002 году Highrock  Properties развернула активную деятельность в Украине и Туркменистане, что совпало с приходом на пост директора НАК «Нафтогаз України» Юрия Бойко. На то время  его считали ставленником ослабевшего после «кассетного скандала», однако все еще влиятельного клана Деркачей.

 

Леонид Деркач и его сын Андрей практически не скрывали в 1999-2001 годах  своих тесных контактов с Семеном Могилевичем. По достоверным данным, в начале 2000 года в Киеве состоялась встреча тогдашнего главы СБУ с Могилевичем и Фишерманом.  

Предположительно, они обсуждали планы передела газового рынка в свете прогнозируемого ослабления позиций ITERA после избрания Путина.

О своих переговорах с Могилевичем глава СБУ оперативно информировал президента Леонида Кучму, что подтверждается фрагментами из «пленок Мельниченко».  

В записях разговоров Кучмы и Деркача упоминалось о некой «нашей компании», которую следует учредить с «Газпромом» с учетом интересов нового Президента России – Путина. Есть основания полагать, что именно так зарождалась идея создания знаменитого ныне «РосУкрЭнерго»…

 

Возглавив «Нафтогаз України», Юрий Бойко сделал все возможное, чтобы вытеснить с рынка компанию ITERA.

С этой целью Highrock Properties и киевское ООО «Юнион Джинс Мейкерс» (номинальным основателем этой компании был чиновник «Нафтогазу України» Зиновий Калиновский, бывший муж супруги и компаньона Дмитрия Фирташа – Марии) создали ООО «Клирингово-товарная компания «Нафтогаз України».

Вскоре этими компаниями было учреждено ЗАО «Укргазтрейд», которое, как и все предприятия этой цепочки, стало поставлять в Туркменистан украинские и венгерские товары в обмен на газ.

Так между Фирташем и Бойко установились деловые отношения, которые быстро переросли в крепкую мужскую дружбу. С интересами семейства Деркачей никто уже не считался: в конце 2002 года сын экс-шефа СБУ окончательно рассорился с рядом очень авторитетных фигур.

 

Eural Trans Gas

 

5 декабря 2002 года тот же Зеев Авербух-Гордон, зарегистрировавший Highrock  Properties Ltd.,  занимался учреждением в Венгрии компании Eural Trans Gas.

Адвокат Могилевича  действовал по просьбе Дмитрия Фирташа, который ныне открыто это признает. На сайте GDF прямым текстом написано, что в 2002 году  «основанная Дмитрием Фирташем компания Eural Trans Gas заключает эксклюзивные контракты на поставки туркменского газа в Украину».

Известно, что первоначально акционерами Eural Trans Gas числились подставные лица – румынские безработные. Весной 2004 года собственниками газового трейдера стали компании, которые Фирташ создал при содействии англичанина Роберта Шелтер-Джонса (Robert Shetler Jones). Одним из акционеров  Eural Trans Gas через посредника выступила известная британская компания JKX Oil&Gas.(Пришествие Фирташа в Лондон – отдельная тема, выходящая за рамки этой статьи).

Директором Eural Trans Gas стал  экс-министр образования социалистической  Венгрии Андраш Кнопп. По некоторой информации, он также состоял в числе акционеров Highrock Holdings.

До того, как заняться газом, Андраш Кнопп был директором по операциям в СНГ табачной компании Reemtsma. Управляя предприятием, он тесно сотрудничал с  Семеном Могилевичем.

О связи Кнопп-Могилевич говорилось в письме замминистра МВД России генерал-майора А.Мордовца от 14 ноября 1998 года, адресованном главе российского Интерпола, генерал-майору В. Овценскому.

Когда копия этого документа попала в прессу, Андраш Кнопп подал несколько судебных исков против СМИ и выиграл все процессы. Причина – отказ нынешнего пенсионера Мордовца от своей подписи под письмом.

В Украине интересы Кноппа в суде по его частному иску против журналиста Олег Ельцова защищала одна из крупнейших адвокатских компаний «Магистр и пратнеры», которая сопровождала  все сделки и судебные процессы НАК «Нафтогаз України», возглавляемой Юрием Бойко.

 

Парфумы с примесью газа

 

Дмитрий Фирташ подтвердил в свежем интервью российским «Ведомостям» факт своего знакомства с арестованным в Москве владельцем сети салонов по продаже парфюмерии «Арбат Престиж» Владимиром Некрасовым. Совладелец «РосУкрЭнерго» также не стал отрицать, что совместно со своей бывшей супругой в 2003 году владел третью акций российской компании «Ринвэй», которой принадлежало 40% акций «Арбат Престижа», а остальные 60% Некрасову.  

В марте 2002 года зарегистрированная на Кипре компания Фирташа Elmstad Trading, уступила права собственности на «Ринвей» в трех равных частях госпожам Галине Телеш, Ольге Жунжуровой и Елене Ярдиной. Об этом писала Financial Times со ссылкой на некое обвинительное заключение, предъявленное судом США.

Галина Телеш, как уже говорилось – бывшая супруга Семена Могилевича, на которую была записана треть акций Highrock Holdings. Ольга Жунжурова (по другим источникам – Жунжурова-Фишерман) является супругой Игоря Фишермана.

Елена Ярдина – личный юрист Дмитрия Фирташа – представляла в «Ринвей» долю самого Фирташа и его супруги Марии Калиновской.  Ярдина числилась директором «Ринвей» до апреля 2003 года,  когда, после объявления Могилевича и Фишермана в розыск ФБР, бывшие партнеры стали заметать следы своих связей…

По странному стечению обстоятельств (или иронии судьбы) главный магазин «Арбат Престиж» в Киеве находится на улице Владимирская – аккурат напротив общественной приемной СБУ.  

 

***

 

Выше приведены факты, свидетельствующие о многочисленных пересечениях интересов Семена Могилевича и Дмитрия Фирташа в различных бизнес-структурах.

Насколько правдивым на этом фоне выглядит утверждение совладельца «РосУкрЭнерго»: «Я встречался с  Могилевичем всего несколько раз, но я никогда не был его партнером и не имел с ним никаких дел», представляем решать читателям.



комментарии [2]

10.10.2009 02:20     Эмма Меня не интересует газ, но хотелось бы найти Андраша Кноппа - моего давнишнего ... знакомого.
05.02.2008 11:10     xx Это всего лишь один из примеров когда талантливые проекты и высококлассные бизнесмены решают вопросы только при помощи госструктур. А иначе не бывает.
Что касается криминальных оттенков бизнесато он что в Украине, что в России имеет одно начала и к сожалению обречен на одинаковый финал. Все решают те кто на данном этапе правит балом, а смена танцующих это так же обычно, как смена костюма.
Комментировать статью
Автор*:
Текст*:
Доступно для ввода 800 символов
Проверка*:
 

также читайте

по теме

фототема (архивное фото)

© фото: Олег Ельцов

Киевские новостройки. Подол.

   
новости   |   архив   |   фототема   |   редакция   |   RSS

© 2005 - 2007 «ТЕМА»
Перепечатка материалов в полном и сокращенном виде - только с письменного разрешения.
Для интернет-изданий - без ограничений при обязательном условии: указание имени и адреса нашего ресурса (гиперссылка).

Код нашей кнопки: