ТЕМА

Северное Причерноморье: от Ольвии до Вилково (Часть 3)

02 сентября 2016 | 09:19 , Виктор Меняйло, для ТЕМЫ

Алупкинский дворец в миниатюре, костел, затерявшийся в степях Украины, альтернатива памятнику Шевченко. Что посмотреть в Шабо кроме винзавода, какое вино полезнее: красное или белое и где найти приличный домик на безлюдном пляже.


Дальше наш путь лежал уже по Одесской области. Сначала в райцентре Коминтерновском осмотрели церковь Варвары и пополнили запасы продовольствия. Цены были настолько смешными, что даже купили свинину на шашлык, хотя не очень-то и хотелось. 

Потом в селе Петровском посетили усадьбу Курисов в мавританском стиле. Этакий алупкинский дворец в миниатюре.

Иван Курис был личным адъютантом Александра Суворова. Согласно преданию, в одном из боев Курис спас жизнь генералиссимусу. Тот в благодарность пообещал своему спасителю столько отвоеванной у турок земли, сколько он за раз сможет объехать лошадью. Курис конечно коня не жалел, но  революция все это отобрала. Его потомки теперь живут во Франции, а их бывшая частная собственность медленно, но уверенно разрушается.

 

Правда, недавно усадьбу выкупил какой-то предприниматель, ее обнесли забором, а внутри наблюдается вялотекущая реставрация. Женщина, представившаяся экскурсоводом, потребовала за вход 40 грн. с человека. Для сравнения: столько же стоит билет в огромную Белгород-Днестровскую крепость, которую мы посетили позже. Но раз уже забрались в такую глушь, то пришлось заплатить 80 грн. чтобы осмотреть усадьбу поближе. Причем никаких билетов нам не дали, и экскурсию не провели. Не совсем понятно, куда пойдут эти деньги – на реставрацию усадьбы или в карман экскурсоводу. Замок, конечно, был красив, но на 40 гривен эти романтические руины явно не тянут. 

 

Еще  в селе есть Покровская церковь, построенная Курисами, возле которой мы выпили кофе с сигареткой. (Надеемся, это обстоятельство не будет воспринято оскорблением чувств верующих – Редактор «ТЕМЫ»).

 

Потом решили прикупить варенья из лепестков особо пахнущих сортов роз, посмотреть их новые сорта и свернули на Кирово, где находится фермерское хозяйство «Страна свободных роз», созданное в 1995 году цветоводом-любителем Громлюком. Вскоре мы об этом сильно пожалели.

 

Преодолев 8 километров по полностью раздолбанной дороге, оказались без варенья и без настроения. Громлюк сообщил, что нам не повезло,  жена уехала в город и увезла с собой ключи от погреба с вареньем и настойкой из роз. Мы не вмешиваемся в личную жизнь семейства Громлюков, но довольно странно, когда хозяйка не доверяет хозяину ключи от винного погребка... На просьбу хотя бы пройти внутрь и посмотреть розы, Громлюк радостно сообщил, что смотреть там не на что.

 

Расстроенные и злые поехали дальше на Севериновку осматривать костел святого Северина. Дорога настроения также не поднимала - 22 километра до Благоева по ямам, колдоебинам и выбоинам. Чтобы поберечь машину и сократить 40 километров пути, свернули на грунтовку и 15 километров ехали в гордом одиночестве по бескрайним степям Северного Причерноморья. Только молили Бога, чтобы не пошел дождь, и не сломалась машина. В этом случае нас бы там долго искали.

 

Все обошлось, но костел святого Северина не стоил стольких мучений: от него остались одни стены.

 

Православная церковь Иоанна Богослова в более приличном состоянии, а вот искать севериновскую синагогу уже не было сил, и мы поехали дальше - в сторону Одессы.

 

Сначала решили остановиться в Черноморске, (бывший Ильичевск), но там та же ситуация, что и в Черноморске, поэтому поехали дальше на Санжайку.

 

Тут следует отметить, что Бессарабия, в которую мы въехали, ныне переживает вторую волну переименований. До революции эти земли осваивали немецкие колонисты, и большинство сел имели немецкие названия. Затем в 1918 году территория перешла румынам, которые особенно ничего не переименовывали. А когда в 1940 году пришли советы, села называли или Приморскими или Черноморскими или Советскиими. Похоже, что и нынешняя власть, выполняя Закон о декоммунизации, особой изобретательностью не отличается. По крайнее мере Ильичевску можно было бы придумать название пооригинальнее.

 

За Санжайкой нашли подходящее место для стоянки, но какой-то предприниматель потребовал за въезд по 25 гривен с человека. Мы не понимали, за что нужно платить и по советам опытных отдыхающих, заехали на стоянку с заднего прохода, установили палатку, пожарили купленный в Коминтерновском шашлык и спокойно уснули.

 

Овидиополь, наверное, единственный райцентр в Украине, где вместо памятника Шевченко, стоит памятник Овидию. По легенде, римский поэт именно в этой местности пребывал в ссылке. Это такое римское Шушенское...

Показав Пушистику памятник Публию Овидию Назону, поехали в Затоку осматривать построенный румынами санаторий в стиле  ар-деко, сейчас он называется «Затока».

 

Такого количества людей, сдающих жилье, не видели даже в бывшей родной Феодосии в разгар курортного сезона. Но раз комнаты сдаются, значит свободные места есть.

 

Пробарабанив по пробкам до санатория на улице Черноморской, мы его так и не увидели. Строгий охранник в середину не пустил, сказав, что это «стратегический объект», а дать ему денег как-то не пришло в голову. Фото этого «стратегического объекта» пришлось искать в интерненте.

 

Дальше путь лежал в Шабо, где напротив «Центра культуры вина», находится всеми позабытая дача винодела из Швейцарии Андрэ Ансельма, вернее то, что от нее осталось.

 

Пропустить фирменный магазин винзавода не позволяла совесть. Ответ на вопрос, какое вино полезнее: белое или красное, нашли быстро. Белое пьешь – белым писаешь, красное пьешь – так же белым писаешь. Значит, польза остается в организме. Купили и то и другое: бутылку красного и бутылку белого вермута «Шабо» по 65 гривен  за 1 литр. А дача, в которой после эмиграции винодела был туберкулезный диспансер,  в плачевном состоянии: она потихоньку разрушается.

Осмотрев дачу, поехали в знакомую Лебедевку искать место для ночевки, но там все пляжи были забиты, а все домики советского типа стояли на солнцепеке. Поэтому вернулись на 15 километров назад в Николаевку, где сняли домик за 300 метров от почти безлюдного пляжа.

Цена вопроса - 110 гривен с человека плюс 45 гривен за обязательный завтрак. Заведующая еще хотела втюхать обед и ужин, но мы деликатно отказались, объяснив, что не обедаем вообще, а ужинать предпочитаем то, что хотим, а не то, что дадут. А вообще-то, нам так понравилось, что сразу заплатили на трое суток наперед.

Окончание следует



Комментировать статью
Автор*:
Текст*:
Доступно для ввода 800 символов
Проверка*:
 

также читайте

по теме

фототема (архивное фото)

© фото: УНИАН

Художник Сергій Поярков на святі з нагоди річниці заснування одного зі СПА-салонів, у Києві, в четвер, 11 вересня 2008 р. Фото Сергія Алексєєнка

   
новости   |   архив   |   фототема   |   редакция   |   RSS

© 2005 - 2007 «ТЕМА»
Перепечатка материалов в полном и сокращенном виде - только с письменного разрешения.
Для интернет-изданий - без ограничений при обязательном условии: указание имени и адреса нашего ресурса (гиперссылка).

Код нашей кнопки: